Отчет по пресс-конференции о фильме «Опера»

Филипп Мартен:  «В фильме показана лишь часть того, что происходило в Opera de Paris с приходом Лисснера»
 
23 июня 2017 года состоялась пресс-конференция по фильму «Опера» швейцарского режиссера Жан-Стефана Брона. Картина участвует в конкурсе документального кино 39-го Московского международного кинофестиваля. В пресс-конференции принял участие продюсер ленты Филипп Мартен. «Я продюсировал игровые фильмы, но очень люблю фильмы-оперы. Например, картину о постановке «Пеллиаса и Мелизанды» Дебюсси в российском Театре Станиславского», – рассказал продюсер фильма «Опера», рассказывающем о работе Парижской национальной оперы. Мартен уже не первый раз работал со знаменитым документалистом Жан-Стефаном Броном. В частности, именно он продюсировал его предыдущие картины «Кливленд против Уолл-стрит» и «Казус Блохера».  «В своем время я предложил ему спродюсировать проект, связанный с Парижской Оперой. Это была прекрасная возможность объединить мое желание снять фильм про оперу и поработать с Броном, который больше известен как режиссер политического кино», – отметил Мартен. По его словам, взгляд Брона, тем не менее, был сконцентрирован на том, как устроено общество – на примере Парижской национальной оперы. Как рассказал продюсер, идея фильма появилась, когда на должность директора Парижской Оперы только собирались назначить Стефана Лисснера.
 
«Я не был с ним знаком лично, но много следил за его работой, он был мне интересен. Я знал о нем, как о человеке, который делает вещи, выходящие за рамки привычного, и который имел репутацию немножко провокатора и взрывателя установившихся норм. Когда он возглавил театр, главным дирижером был назначен Филип Жордан. Именно у Стефана Лисснера появилась идея предложить должность руководителя балетной труппы Бенжамену Мильпье. Поэтому мне было интересно снять фильм о том, как с приходом новой команды возникла смена в коллективе и изменились отношения внутри него», – рассказал Мартен. Лисснер, еще будучи художественный руководителем Ла Скала, обычно отказывал в съемках, но на предложение Филиппа Мартена, уже придя на пост главы Opera de Paris, согласился.  «Возможно, его убедили две вещи. Во-первых, ему уже 60 лет и он понимает, что после того, как закончится контракт в Opera de Paris, он уйдет на пенсию. Во-вторых, его убедило имя режиссера. Я знаю, что он смотрел фильмы Брона и, возможно, он почувствовал, что это будет не просто фильм, а взгляд художника на Opera de Paris», – отметил продюсер. 
 
Однако то, что директор Парижской Оперы дал разрешение на съемки, еще не гарантировало того, что можно будет снимать артистов театра. 
 
«Opera de Paris – место, где собрались очень сильные личности, многие из которых состоят в профсоюзах, являются тонкими, чувствительными людьми. И место скопления таких людей накладывает определенные обязательства. Это актуально не только для Opera de Paris, но и для других театров», – уточнил Филипп Мартен.
 
Он также рассказал, что к моменту старта съемок режиссер фильма провел в Парижской Опере порядка полугода. Документалистам удалось также рассказать о финансовых проблемах французского учреждения культуры. 
 
«Когда мы пришли в Opera de Paris, действительно были большие сложности. С приходом нового директора театр постигла серия забастовок, многие ожидаемые премьеры были отменены. То, что вы видите в фильме – это лишь часть того что было на самом деле. Мы не могли снимать собрания с профсоюзами, хотя они имеют характерный оттенок. Представьте себе, они собираются в 4 часа дня, а в 7.30 вечера должен начаться спектакль, но мы не знаем, будет ли он, потому что все зависит от того, как пройдут переговоры», – отметил продюсер.
 
Забастовки были связаны с тем, что Министерство культуры Франции заставило Парижскую Национальную Оперу оптимизировать штат – сократить около 200 человек. «Мы начали снимать в тот момент, когда новый директор, уже знаменитый своими амбициями, требовательный, выразил свое мнение о том, что нельзя, сокращая даже бюджет на культуру, искусство, делать спектакли более низкого качества. Он как раз придерживался той точки зрения, что, если государство сокращает финансирование, нужно делать выдающиеся спектакли, которые позволяют привлекать больше публики», – подчеркнул Мартен.
 
Череда забастовок, сокращение государственного финансирование и запуск амбициозного проекта Ромео Кастеллуччи «Моисей и Арон» – все это можно увидеть в фильме «Опера».