Отчет по пресс-конференции о фильме «Свобода дьявола»

Эверадо Гонзалез: «Мой фильм не о наркокартелях, а о насилии, порождаемом войной»
 
27 июня 2017 года состоялась пресс-конференция по фильму «Свобода дьявола» мексиканского режиссера Эверадо Гонзалеза. Картина участвует в конкурсе документального кино 39-го Московского международного кинофестиваля. В пресс-конференции принял участие режиссер Эверадо Гонзалез. 
 
Фильм рассказывает о жертвах борьбы с наркокартелями в Мексике. «Фильм глубоко погружен в контекст  недавней истории , когда в Мексике в 2007 году правительство объявило войну наркокартелям. За это время погибло порядка 250 тысяч человек, более 30 тысяч человек считаются пропавшими без вести. Примерно пять лет назад СМИ начали называть эти жертвы сопутствующими. Я хотел узнать и показать, кто эти сопутствующие жертвы. Так и появился фильм», – рассказал режиссер. Герои картины дают интервью режиссеру в масках. По словам Гонзалеза, это было сделано не для анонимности. Только один из героев попросил не показывать его лицо. «Решение одеть маски на героев оказалось для меня самым трудном. Сначала мне казалось, что тем самым я скрываю личности людей в стране, в которой как раз более всего необходимо показать лица этих жертв», – отметил Гонзалез.
 
Он считает, что сейчас в Мексике жертвы картельного насилия «знают, что рассказать свою историю на большом экране – это политический акт». Тем не менее, сам режиссер относится как к жертвам и к тем, кто насилие совершал – в том числе представителям армии и полиции. Он подчеркнул, что «Свобода дьявола» – это фильм «не о войне с наркокартелями, а о насилии, которое порождается этой войной». «Я хотел дать право голоса обеим сторонам – и тем, кто совершал насилие, и тем, кто от него пострадал. Здесь очень важным является прямой зрительный контакт с аудиторией. Использование масок дало для этого огромные возможности. Как в греческих трагедиях, когда маски не прячут эмоции, а помогают их раскрывать. С использованием масок многие герои получили возможность заглянуть внутрь себя и рассказать о том, что происходило и что они сделали. На основании того, была эта рефлексия или нет, я принимал решение о том, останется этот человек в фильме или его в нем не будет», – уточнил режиссер.
 
Героев ленты, в том числе и участников картелей, он нашел без особых проблем. Помимо масок у героев также скрыты татуировки, так что вряд ли их кто-то узнает. 
 
«В фильме участвовали в основном молодые люди, почти всем им по 17 лет. Это, наверное, первый раз, когда у них появилась возможность задуматься о том, что это значит – лишить жизни другого человека. Не знаю, насколько это повлияет на их будущую жизнь, но я надеюсь, что они тем самым получили возможность посмотреть на окружающую их реальность под другим углом. Мотивы, по которым они становились убийцами, разные. Многие пришли, чтобы отомстить. Трудно говорить человеку, жаждущему мести, что так делать не нужно. Но я надеюсь, что участие в фильме помогло им задуматься о собственной жизни и последствиях того, что они делают», – подчеркнул Гонзалез. 
 
В картине только одна из героинь снимает маску.  «Для нее это была возможность проявить себя и получить сочувствие. Это единственное закрытое дело в фильме, потому что она нашла пропавших ребят. И в тот момент, когда она снимает маску, она показывает, что избавилась от страха. В этом избавлении от страха тоже была одна из целей фильма», – отметил режиссер. Он рассказал, что у самих создателей картин на эту тему «всегда есть страх», поэтому важно, чтобы подобные фильмы имели международную аудиторию. «Это своего рода защита для создателей таких фильмов», – заключил режиссер.