Отчет по пресс-конференции о фильме «Мешок без дна»

Рустам Хамдамов: «Получается, что дна нет» 
 
26 июня 2017 года прошла пресс-конференция  по фильму «Мешок без дна» российского режиссера Рустама Хамдамова. Картина участвует в конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Рустам Хамдамов, актриса Светлана Немоляева, актер Кирилл Плетнев, продюсер Любовь Обминяная. 
 
Как рассказал Хамдамов, история фильма, над которым режиссер работал более пяти лет, началась с того, что министерство культуры предложило заняться детским фильмом по сказке Рюноскэ Акутагавы  «В чаще»,  по которой снял свою знаменитую картину «Расемон» Акира Куросава. 
 
«Перед этим у меня был маленький короткометражный фильм «Бриллианты. Воровство». А этот фильм назывался бы «Яхонты. Убийство», но потом слово «яхонты» отошло, так как это напоминало ювелирный магазин, поэтому пришлось назвать фильм «Мешок без дна». Светлана Владимировна в фильме читает сказку 295 «Бездонный мешок» из «Тысячи и одной ночи». А мешок без дна звучит лучше, потому что героиня отвечает на множество вопросов, получается, что нет дна», – рассказал Хамдамов.
 
Над фильмом работали операторы – Петр Духовской и Тимофей Лобов, но, кроме них, участие в съемках принимали Сергей Мокрицкий, Шандор Беркеши и фотограф Георгий Пинхасов.
 
«Я использовал всех, кто хоть что-то делал, кто улучшал кадр. Так получилось, что нельзя было их не написать, потому что все они были рядом», – отметил режиссер. Со звуком ему на финальной стадии работы над картиной помогла компания «Космосфильм». 
 
Главную роль в фильме сыграла Светлана Немоляева. 
 
«Моя работа – это заслуга Рустама, потому что так, как он работал, как он меня видел, что предлагал и добивался результата, – такого  у меня никогда не было. Хотя встреч с режиссерами в моей почти столетней жизни было огромное количество. Путь, который я прошла с Рустамом, очень значительный. Это новый взгляд на многое и на него прежде всего. Я ни разу не видела, чтобы он лично не выставлял кадр, не направлял, не выставлял свет. В этом творческом процессе он невероятно вынослив, это потрясающий талант и творческое горение», – рассказала актриса.
 
Хамдамов вспомнил, как Жанна Моро когда-то сказала про Немоляеву, что российская актриса – «типичная голливудская звезда довоенного времени».
 
«Она была бы лучшая Раневская из «Вишневого сада», потому что у нее есть упадничество в голосе, как у Валентины Караваевой, а кроме того, низкие ноты, как у Бэтт Дэвис», – отметил режиссер.
 
Роль бабы-яги в фильме сыграла Алла Демидова.
 
«Она перешла все грани, сделала все то, что ей дал театр Таганка, традиции Мейерхольда. Она делала все, как театр, как клоун, но получилось в контексте фильма все нормально. Единственное, что она не знала, что я ей дал пить мочу. Она думала, что это вода, спрашивала, целебная ли. Я отвечал, что да, целебная», – рассказал Хамдамов. 
 
Большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге, в заброшенном дворце, расположенном в промышленной зоне на берегу Невы. Немоляеву удивило, как Хамдамов смог превратить этот дворец в великолепную декорацию, режиссер, в частности, сам сделал из бумаги занавески для панорамных окон этого здания. Хамдамов также специально придумал сцену с большим количеством стеклянных бутылок, вдохновившись творчеством Джорджо Моранди. 
 
«Он говорил: «Все мои бутыли – это пьесы Чехова, и это все три сестры». Это потрясающая вещь. Я ее сразу запомнил, но мне пришлось придумать еще и Катерину Островского, которая бросается в Волгу, чтобы было смешнее», – рассказал об одном из эпизодов фильма Хамдамов. 
 
Критики увидели в фильме «Мешок без дна» множество цитат из классических фильмов.
 
«Конечно, в голове всегда держишь старый Голливуд. Я вырос на этом кино. В «Вокальных параллелях» есть фраза о том, что весь лев состоит из хорошо переваренной говядины. «Великолепные Эмберсоны» Орсона Уэллса в голове сидят, конечно, это все впитывается – и Бунюэль, и Кокто, и Виго. Это совсем не значит, что я это повторил. Они у меня сидят в голове и если я что-то хочу сделать, они вылезают», – подчеркнул Хамдамов. 
 
Он отметил, что «Мешок без дна», конечно, не детский фильм. 
 
«Если бы меня заставили сделать детский фильм, я бы его сделал, как Пазолини. Если это будет какая-то сказка, то я вытащу сказки Алексея Толстого, рисунки Бем, но это высокий наив, который может быть, только когда ты здесь добился высот. Пазолини я имею в виду не секс, а потому, что у него люди примитивно стоят, ходят, смотрят в камеру», – сказал Хамдамов. 
 
По мнению Хамдамов, актеру Кирилл Плетнев, который играл в фильме «Мешок без дна» разбойника еще не дошел до такого «примитивизма». 
 
«Я помню, как Рустам нас с Леной Морозовой попросил случайно посмотреть в камеру, как непрофессиональных артистов. Было 30 дублей, мы не смогли», – рассказал сам Плетнев.
 
На съемках фильма «Мешок без дна», по словам актера, впервые в своей карьере он не спрашивал, почему его герой должен поступить тем или иным образом. 
 
«Когда Рустам говорил «надо», я не спрашивал, почему, как мне это оправдать. Наверное, у многих театральных режиссеров, которые работают с формой – прежде всего Богомолова, к которому я хорошо отношусь, – я не понимаю, что это за форма, она меня не трогает, а форма Рустама меня трогает. Там история от головы, а здесь – совершенно другая. Поэтому я и не задавал вопросов. Я безумно счастлив, что мне удалось не только поработать, но и пообщаться С Рустамом, потому что это другой мир. Когда мне становится грустно или возникает ощущение засилья тусовки, я очень часто звоню Рустаму или прихожу к нему в гости, и для меня это лекарство, инъекция», – подчеркнул Плетнев.