Отчет по пресс-конференции о фильме «Почти что здесь»

Жаклин Цюнд: «Мой фильм – это истории экзистенциального одиночества»
 
28 июня 2017 года состоялась пресс-конференция по фильму «Почти что здесь» швейцарского режиссера Жаклин Цюнд. Картина участвует в конкурсе документального кино 39-го Московского международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняла участие режиссер Жаклин Цюнд.
 
Картина рассказывает о трех разных героях, решивших уже в пожилом возрасте отправиться на поиски счастья и смысла жизни.
 
«Я сфокусировалась на очень специфическом вопросе: что происходит, когда все аспекты привычной нам жизни – работа, дети – отпадают и исчезают. Я хотела исследовать этот вопрос поиска, обретения смысла с разных культурных точек зрения», – отметила режиссер.
 
Своих героев она искала в течение двух лет. Они очень разные: американец Боб живет в калифорнийской пустыне в трейлере, британец Стив собирается вернуться в город детства, японец  Ямада читает детям книги и учится улыбаться.
 
«Поиск своих персонажей я обычно начинают с места, которым очарована. Там я уже ищу истории. Однажды на выставке я увидела фотографию прекрасного пляжа, заполненного пожилыми людьми. Я отправилась на этот пляж и встретила там Стива – трансвестита из Британии. Дальше я узнала об истории «снежных птиц» – так в США называют людей, которые продают все свое имущество, покупают трейлер и отправляются в путешествие по стране. Я тоже купила трейлер, остановилась в каком-то пустынном штате и нашла там Боба, который рассказал мне свою историю», – рассказала о двух героях своей картины Жаклин Цюнд.
 
Японская история родилась из специфического выражения «как промокший лист» – так в Японии называют людей, предельно уставших, «сгоревших» на работе. 
 
«Я долго исследовала это явление. Япония в этом смысле, наверное, самое экстремальное общество. Там люди работают столько, что вообще забывают, как жить, как общаться с детьми, с семьей. И там есть специальная государственная программа, когда такие взрослые люди читают книги детям. Для моего героя, который так заработался, что не видел, как выросли его собственные дети, эта программа стала почти перерождением. Сначала он некомфортно себя чувствовал, читая книги детям, но затем словно открыл себя заново. И как раз эта широкая улыбка, которая появляется у него в нашем фильме, – это результат этой программы», – поделилась режиссер. 
 
Она также рассказала, что в основе любой ее картины лежит и ее личная история, личный взгляд на людей, чьи рассказы звучат в фильме. 
 
«Суть в том, чтобы чувствовать жизнь. Мне кажется, вопросы о том, ради чего я живу и зачем, возникают у всех и это не очень сильно зависит от возраста. Рано или поздно эти вопросы так или иначе человек начинает себе задавать. Мой фильм – это на самом деле история об очень одиноких людях, и их экзистенциальное одиночество очень ощущается в фильме», – заключила Жаклин Цюнд.