ПОКОЛЕНИЕ # ВЫБИРАЕТ

 

Кажется, совсем недавно, а  на самом деле уже семь фестивалей тому назад , нам пришла в голову идея заставить «поработать» на имидж фестиваля  ворвавшихся в наш кинематограф режиссеров, которые тогда  еще числились по разряду молодых. Всем им без исключения шло к лицу , на самом деле, довольно расплывчатое определение «поколение миллениума». Они  - Анна Меликян и Катя Шагалова, Борис Хлебников и Алексей Попогребский,  Петр Буслов и Федор Бондарчук, Василий Сигарев и Кирилл Серебренников – перечисляем далеко не всех -  заявили о себе именно тогда, на рубеже веков,  и своими быстро растущими мускулами чуть потеснив предыдущее поколение, заставили всмотреться в новые  лица, вслушаться в новые интонации – от романтизации  «блатняка» в «Бумере» до  психологической урбанистики «Простых вещей» , «Собаки Павлова» и «Свободного плавания», от  возвышенно-горьковатой фантазийности «Русалки» до новейшей фольклорной метафорики «Овсянок»…  И т.д.  Главные герои этих времен, которым тогда едва перевалило за  тридцать , обретя армию почитателей , ныне – уже признанные мэтры, которые с кафедр передают свой опыт представителям  дышащего в затылок нового поколения. Но именно тогда мы предложили им произвести своего рода анализ художественного генезиса, рассказав зрителям ММКФ о тех фильмах, которые сформировали их эстетические предпочтения. Разумеется, не всегда впрямую – трудно представить что-то более не похожее , чем фильм Нагисы Осимы «Империя чувств» и работы  Федора Бондарчука, который признавался перед сеансом этого скандально-гениального фильма в роковом влечении к его автору.  Помнится, тогда (эта наша затея растянулась по времени на 2 года) Петр Буслов представлял «Солярис», Игорь Волошин – «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна, Кирилл Серебренников – «Вальсирующих»,  Александр Велединский –  «Строгого юношу» Абрама Роома – вряд ли стоит перечислять разномастные шедевры , из которых соткалась ткань этой программы, о возобновлении которой нас не раз просил фестивальный зритель.  Возвращаясь к этой идее спустя несколько лет, мы прежде всего несколько растерялись в самом определении статуса этого поколения. Кто-то его называет поколением Y или Z, кто-то вообще утверждает, что группа молодых режиссеров  еще не сформировалась в  условное «поколение», считая подобную терминологию, как минимум,  преждевременной,  а то и вовсе притянутой за уши. Но, так или иначе,  наше желание вызвать  недавних ярких дебютантов  на открытый диалог с  воплощенным в кино историческим  временем, было сильнее доводов скептиков.  Да и определение вдруг пришло само – не без помощи интернета  - ПОКОЛЕНИЕ ХЭШТЭГ, или #, обозначения, вошедшего в плоть и кровь нашего существования, добровольно смирившегося с  владычеством социальных сетей.  Нигина Сейфуллаева и Михаил Местецкий, Наталья Мещанинова, Иван И.Твердовский  и Наталья Кудряшова – их голос был услышан в последнее время особенно отчетливо. Какие голоса  и образы завоевывали их сознание в тот момент, когда они вступили на тернистый путь кинорежиссуры? Об этом поведает нашему зрителю эта ретроспектива.