ОТКРЫТИЕ/ЗАКРЫТИЕ

 
Фильмы открытия и закрытия международных фестивалей вообще (и Московского в особенности) – всегда своеобразная лотерея. 
 
С одной стороны, продюсеры всегда заинтересованы показом именно в таком формате Зал будет набит знаменитостями и влиятельные людьми (как кинематографистами, так и политиками и управляющими денежными потоками), внимание прессы и соответственно общественный резонанс обеспечены. Правда, с другой стороны, внимание может перехватить сама церемония, с фильма многие могут просто уйти, а если будут отрицательные отклики, они рисуют распространиться значительно быстрее положительных.
 
Дело в том, что эти ключевые моменты фестиваля должны удовлетворять слишком многим требованиям и порой нагрузка становится невыносимой. Фильм не должен быть «скучным», то есть серьезным, а такими по определению оказываются лучшие фестивальные фильмы. Он должен быть художественно качественным, а о том, что такое «хороший фильм» в разношерстной аудитории разношерстные представления. Он должен быть и зрелищным и глубоким. В идеале в фильме открытия должен быть поставлен, написан, оформлен или сыгран тем великим, которому вручают приз «за вклад», а в фильме закрытия должен играть лауреат приза «Я верю». И фильмы должны быть не новые, а новейшие, и желательно всем понравиться, что в принципе невозможно.
 
Но и невозможное, как известно, возможно. К интегральным успехом в этом плане можно отнести такие разные фильмы, как «Романовы. Венценосная семья», с одной второны, и «Убить Билла 2», с другой. С ММКФ начинал свое победное шествие по стране и миру «Ночной дозор». 
 
Вместе с тем, как правило, обрамляющими фестиваль картинами удается решить лишь одну-две самые важные задачи. Так, «Трансформеры» привезли в Москву голливудскую мировую премьеру, а порадовали преимущественно подростков, которых на официальных церемониях бывает не так много. «Хэнкок» обеспечил присутствие на открытии Уилла Смита и Шарлиз Терон, а «Влюбленные» позволили увидеть последнюю работу Катрин Денев сразу после того, как ей был вручен приз Станиславского (об этом не знал только ведущий церемонии, что вызвало по-своему плодотворный скандал в прессе). Невзирая на возмущение нескольких критиков,  (или благодаря ему) зрительский успех фильма «Духless» был спровоцирован его показом на открытии фестиваля.  Шумный успех в 2014 году снискала демонстрация на открытии фестиваля документального фильма Габе Польски «Красная Армия», когда на красной дорожке появился легендарный советский хоккеист Вячеслав Фетисов, представший в этой весьма оригинальной и очень увлекательной картине настоящей кинозвездой. А закрылся фестиваль не менее громкой премьерой картины «Распутин», собравшей на пресс-конференции, посвященной этому фильму,  выдающегося французского актера Жерара Депардье и Филиппа Янковского, продолжателя славной актерской династии Янковских.  Российская премьера фильма «Тотем волка» в 2015 году предварялась вручением «Приза за вклад в киноискусство» ее автору – выдающемуся французскому кинорежиссеру  Жану-Жаку Анно. А в 2016 году состоялась российская премьера фильма мэтра отечественной кинорежиссуры Сергея Соловьева «Ке-ды».
Как будет разыгрываться лотерея этого года и каков будет ее результат? Об этом мы узнаем, как обычно, в июне.