ВРЕМЯ ЖЕНЩИН

 
Женщины-режиссеры сегодня гораздо активнее проявляют себя как авторы в мире кинематографа, более 100 лет бывшего полем мужского доминирования. 
 
В этом смысле им прежде всего помогают фестивали, которые можно считать не только public space, или альтернативной площадкой дистрибуции, но и местом, где фильмы вписываются в историю. Достаточно посмотреть на главных призеров последнего Berlinale, вошедших в некоторые программы ММКФ-2017, чтобы в этом убедиться. Программа «Время женщин» третий год подряд собирает фильмы женщин-режиссеров, чтобы снова представить направления их поисков, которые, невзирая на различные социальные и экономические условия стран-производителей, часто перекликаются между собой, пополняя визуальное поле мирового counter-cinema. 
 
Эти поиски самые разнообразные: борьба за социальную справедливость, осмысление природы домашнего насилия, трансгрессивные проявления пост-гуманистической сексуальности, послания из миров политического протеста и т.д. Сегодня ясно, что женщины пишут свои современные «визуальные романы» во многом благодаря технологическому и информационному взрыву, сделавшим съемочную технику более доступной, а визуальную культуру - доминирующей. Развивающиеся во всем мире киношколы все меньше ограничивают возможности женщин получить кинообразование, а пост-феминизм настраивает их на профессионализацию и автономность, в том числе в кино. Но не менее важно то, что претерпевая сильнейшую конкуренцию, женщины совершенствуют свой авторский стиль, и, что самое главное, способствуют конструированию в кино и продвижению иного, не скопофилического взгляда на женщину как на пассивный эротический объект постоянного спектакля, доминировавшего в эпоху кино патриархата. Этот взгляд стремится к «здоровому нарциссизму», а также к исследованию психологии женщины, нюансов ее поведения, любовных переживаний, страданий, побед, завоеваний, и желаний преодолеть онтологическую травму - быть женщиной как слабейшей и угнетенной. Перед нами уже не столько жертвы, сколько бунтари и протестующие, не желающие быть жертвами, утверждающие свои права, в том числе права политические. И в этом смысле каждый фильм программы вносит свой вклад в мировой cinefeminism.  
 
Анжелика Артюх